ответы юным христианам

У юных христиан тоже есть вопросы о Боге, Церкви и православной вере. Живые, оригинальные, нестандартные, смешные… Детские. Ответы спешат дать священнослужители Покровской епархии.

Отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев:

— Всегда ли Бог слышит меня, когда я разговариваю с Ним?

— Бог слышит человека не всегда. Как вы думаете, услышит ли меня человек, если я повернусь к нему спиной? Возможно, но поймет ли он, что я обращаюсь именно к нему? Бог есть Дух. Как же к Нему повернуться лицом? В Евангелии сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). И это значит, что человеку нужно очистить свое сердце от всех недобрых чувств, зависти, злобы, от мечтаний и желаний, которые могут оскорбить Господа, простить ближних, примириться с ними и только тогда обращаться к Богу. Молитва может считаться молитвой в том случае, если соединена со вниманием человека.

Третья из десяти заповедей, данных израильскому народу через пророка Моисея, гласит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Втор. 5, 11). Человек, не соблюдающий этой заповеди, молящийся рассеянно и невнимательно, совершает грех и отдаляется от Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что такая молитва подобна дождю, барабанящему по железной крыше, то есть она не принесет никакой пользы.

Святитель Иоанн Златоуст учил, что услышание Богом нашей молитвы или, другими словами, исполнение нашего прошения зависит от нескольких условий. Во-первых, достойны ли мы получить просимое, во-вторых, молимся ли мы согласно с законами Божиими, о которых много сказано Самим Господом в Священном Писании, в-третьих, молимся ли мы непрестанно. Ведь бывает так, что человек в минуту бедствия молится усердно, а потом и вовсе забывает о молитве, и в этом случае душа делается бесчувственной и пригвожденной к земному. В-четвертых, не просим ли мы чего-то житейского. Конечно, Бог исполняет и такие прошения, но это не соответствует замыслу Божиему о человеке. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что человек, просящий у Бога золота, уподобляется тому, кто просит грязи у царя и тем самым оскорбляет его достоинство. В-пятых, мы должны исполнять все должное со своей стороны и, наконец, просить полезного. Все эти условия перекликаются между собой. Мы должны любить Господа и ближних, обращаться к Творцу от всего сердца с большим вниманием, и тогда будем услышаны.

— Как выглядел Иисус Христос?

— В первую очередь, нам важны и дороги личность Христа, дела, которые Он творил. Иисус Христос — совершенно добрый, терпеливый и открытый Человек, непримиримый с ложью, подлостью, злом и всем тем, что приносит людям вред. Личность Христа запечатлена в Святом Евангелии, которое для нас является образом, своего рода иконой.

Если говорить о внешности Иисуса Христа, то следует вспомнить о двух периодах Его жизни: жизни до страдания и жизни на земле после Воскресения, когда Он являлся Своим ученикам. Самым достоверным изображением лика Господа в период Его земного служения до крестных страданий является икона «Спас Нерукотворный». Возникновение этого образа связано с историей об исцелении царя Авгаря, страдавшего проказой. Иисус, умывшись, отер Свое лицо платом, на котором чудесно отпечатался Его лик, и передал правителю. Позже эта икона дала еще несколько отпечатков на различных материалах, которые долгое время хранились в городе Едессе.

Однако когда Христос воскрес, то ученики и жены-мироносицы не узнали своего Учителя. Внешность Иисуса Христа изменилась. С чем это может быть связано? Грехи откладывают отпечатки на облике человека, в том числе и на его лице. А Господь не имел грехов, что и выразилось в Его внешности. Но Он нес на себе немощь воспринятой человеческой природы. До Пресвятой Богородицы множество поколений людей отступали от Бога, нарушая Его волю, и природа человека оказалась испорченной и ослабленной. Восприняв ее от Пречистой Девы, Христос Своим подвигом — страданием, смертью и воскресением — исцелил человеческую природу, довел ее до полного совершенства. Таким образом, все последствия грехопадения прародителей Адама и Евы были исцелены. Поэтому и внешность Христа изменилась, достигнув совершенного состояния. Это изображение Господа не дошло до нас.

Также существует приблизительное изображение лика Христа, как негатив с Туринской плащаницы — ткани, которой был обернут погребенный Спаситель. Изображение тела Господа осталось на полотне. Это настоящее чудо. Тем не менее, изображение получилось размытым, и мы не можем составить впечатление о лице Христа. Это ведь не фотография. Но, повторюсь, для нас главное — не как выглядел Господь, а что Он делал для людей.

Что касается изображения Христа на Кресте, то оно взято из евангельской истории. В иконописи есть свои законы, определяющие, как нужно изображать распятого Спасителя, и они не учитывают историческую достоверность. Вместе с тем каждый иконописец может привнести что-то свое. В католической традиции больший упор делается на физические страдания Христа. А в православной традиции в первую очередь важно показать, что Господь восходит на небо, исполняет Божественную волю, Свое предназначение, и Его облик выражает совершенную любовь, смирение и терпение.

* * *

Отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин):

— Скажите, а игра на гитаре, пение и танцы считаются грехом?

— Игра на музыкальных инструментах, танцы, пение сопровождали человека в течение всей истории. И ответ на этот вопрос довольно прост. Какую цель мы ставим перед собой, что хотим донести или что получить от музицирования или танца? Ведь каким-то действием можно угодить Богу, принести пользу людям, а можно сделать зло, навредить. Послушав классическую музыку, можно задуматься о чем-то возвышенном и прекрасном. А можно послушать так называемую попсу и погрузиться в страсти, так как в этой музыке и текстах воспеваются низменные инстинкты, и человек, по сути, обманывается, принимая желаемое за действительное.

Пение для человека является неестественным процессом, и все же он поет. Почему? Человек состоит из тела и души, в которой выделяют ее высшую часть — дух. Соответственно, и песни можно разделить на духовные, душевные и не относящиеся к двум первым категориям. Духовные песнопения в основном исполняют за богослужением в храме. Такие произведения славословят Творца, насыщены богословским смыслом и духовной радостью, а также приводят человека в покаянное чувство.

Душевные песни тоже могут радовать людей или волновать, но все же они порой погружают в страсти и душевные переживания. Бывает агрессивная музыка, и она уж точно не может возвысить и облагородить человека.

То же самое касается и танцев, которые зачастую пробуждают страстные чувства. Недаром святитель Феофан Затворник советовал одной девушке оставить танцы, так как они не способствовали умиротворению и борьбе со страстями.

* * *

Отвечает настоятель храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Сергий Сивоплясов:

— Можно ли в школьном дневнике прикреплять наклейки с молитвами или высказываниями святых отцов?

— На этот вопрос нет однозначного ответа, хотя бы потому что все зависит от цели и намерения человека. Если наклейки используются для красоты или демонстрации вероисповедания, то есть это делается напоказ, то определенно не стоит прикреплять их к дневнику. Так человек уподобится книжникам и фарисеям, носившим на своих одеждах высказывания из Торы, но при этом не совершавших ничего, что было бы достойного Бога.

Но если мы таким образом будем чаще вспоминать святых и их высказывания, сверяя с ними свои поступки и стремясь к исправлению своей жизни, то значит, эти наклейки стоит разместить у себя в дневнике.

Получить ответ на этот же вопрос можно из следующей притчи. Однажды инок подошел к старцу и сказал: «Отче, я люблю собирать книги и скопил их уже очень много, но, к сожалению, по своей лености или из-за отсутствия времени я не читаю их. Правильно ли я поступаю?». На что авва ему ответил: «Собирай, ибо один вид этих книг назидает нас к исправлению и обличает в нерадении».

— Можно ли просить у Господа хороших оценок в школе, успеха в учебе, сдаче экзаменов и контрольных работ?

— Конечно, человек может просить. Господь не только слышит, но и предваряет наши просьбы и мольбы. Другой вопрос — всегда ли получается так, как мы хотим? И можно считать за счастье, что многое в нашей жизни получается не по нашему хотению. Например, взрослые со временем понимают, что их юношеские просьбы были необоснованными и подчас приводили к непредвиденным последствиям. Поэтому, когда мы чего-то просим у Господа, то не знаем, сможем ли мы достойно понести просимое. Бог, видя это наперед, склоняется к нашим мольбам, но исполняет их так, чтобы мы исправились, спаслись. Поэтому в молитвах после каждой просьбы нужно говорить: «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет, и не так, как я хочу, но как Ты хочешь, чтобы исполнилось обо мне, будет со мной».

Можно просить у Господа хороших оценок, но при этом не учиться и не прикладывать усилий, а можно просить, чтобы знания, которые человек почерпнул в учебном году или вообще в своей жизни, были бы заслуженно оценены. Бывает и так, что ученик старается, усваивает знания, но в его душе есть место гордости, и поэтому Господь может сделать так, что по какому-то случайному обстоятельству, несмотря на блестящий ответ, человек получит не очень хорошую оценку. В этом случае Господь смиряет, дает понять, что человек слишком высокого мнения о себе, и тем самым помогает вырвать корень греха.

Дарья Хохлова

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free