2 октября 2016 года

В Покровском храме прошли две Божественные Литургии в честь Попраздства Воздвижения Креста. В своей воскресной проповеди настоятель храма священник Сергий Сивоплясов сказал слово о любви.
- Любовь - это совокупность таких добродетелей, от описания которых, если вдуматься, каждый человек, который захочет стяжать ее, впадет в уныние. Потому что высочайшее проявление любви неимоверно трудно для грешного, земного, мирского, приниженного к земле человека.

Любовь не превозносится, не гордится, не ищет своего... Апостол Павел говорит, что всякий человек, приобретающий любые добродетели, любые блага на этой земле, но не имеющий любви - ничто в этом мире. Это действительно так, и это поражает. Это обозначает то, что без любви ничто в нашем мире неустойчиво. Апостольский ум, выражаясь словами Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова приходит к такому выводу, что любовь и Бог - это одно и тоже. Что Бог есть любовь. И, соответственно, тот, кто стяжевает такую добродетель как любовь, приближается к Богу настолько, что становится подобным Ему в этом качестве. Сегодня мы читаем Евангелие и видим, как там Господа искушают, спрашивают Его о заповеди, которая выше всего. Он говорит, что первой и главнейшей заповедью является заповедь о любви к Богу. Вторая, подобная ей, что надо возлюбить ближнего, как самого себя. Что же Господь подразумевает под этой заповедью? Естественно, что мы, сквозь призму своего грешного ума, под любовью порой подразумеваем нечто, что нам кажется таковой. Но на самом деле на поверку таковой не может быть. Все вы это знаете, когда приходите на исповедь и каетесь в своих грехах. И понимаете, что да, я люблю своего ребенка, своего папу и свою маму. Но при этом - как я к ним отношусь? Тут мы можем увидеть то самое искаженное понимание любви. Потому что любовь затмевает все прегрешения человека, который рядом с нами. Ведь Господь проливает солнце на праведных и неправедных. Мы видим, как много несправедливости в мире творится, но при этом Господь не убирает ее, потому что к каждому человеку, к каждому грешнику относится так, как к своему возлюбленному сыну. Мы можем проследить Его любовь на протяжении всей истории человечества. Мало того, на протяжении всей истории Вселенной. И самое высшее проявление Божьей любви к нам - это то, что Он отдал Сына Своего Единородного за нас, Который пострадал за нас. Не из-за Своих грехов, не из-за Своих прегрешений, но за нас претерпел поносную смерть на Кресте. Вот высшее проявление любви - жертвенность. Любовь, которая говорит: «Я отдам себя всего, лишь бы вокруг меня был мир. Лишь бы люди не ссорились, лишь бы люди не препинались об меня». Это любовь, которая говорит: «Я - отдам». На-те, возьмите. Но не любовь, которая говорит: «Дайте мне, пожертвуйте мне, ради меня». Нет, совсем наоборот. Действительно, когда мы посмотрим на свои, так скажем, замкнутые системы жизнедеятельности, то мы увидим, что наше проявление любви к нашим даже самым близким людям далеко отстоит от той планки, которую Господь поставил для тех, кто хочет постичь любовь. Мы желаем всего самого лучшего нашим детям, но при этом, когда они не соответствуют каким-то нашим представлениям, мы злимся. Раздражаемся, порой лупим их. Когда наши родители не соответствуют некой планке, выставленной опять же нами, мы считаем их отсталыми, или не прогрессивными или еще какими-то, опять же раздражаемся, гневаемся. Хотя внутри всегда думаем, что, вообще-то, я люблю своего папу и свою маму. Но на самом деле это лукавство по отношению к самим же себе. Любовь покрывает множество грехов. Как-то Авву Пимена спросили: «Отче, что бы ты сделал, если бы увидел на богослужении брата заснувшим? Неужели ты не повел бы его к игумену? Неужели бы не разбудил его, не вразумил?» - «Нет, брат, я покрыл бы его своею мантией» - ответил Авва Пимен. То есть, он еще бы укрыл брата. Не то, что не разбудил бы, но еще и сделал бы так, чтобы его сон во время службы был бы комфортным. Настолько велика любовь в святых! И как велика любовь в Боге. А ведь эта любовь проявляется в каждом из нас, в жизни каждого из стоящих.
Ефрем Сирин когда-то сказал, что Господь не есть справедливость. Он не есть справедлив по отношению к нам. Мы можем удивиться, но как же так, ведь это Его свойство - справедливость. Но Ефрем Сирин говорит, что нет, это не свойство Божие. Ведь если быть справедливым, то по справедливости и я, и каждый, кто грешил когда-то, уже были бы низвергнуты в пропасть адову за наши прегрешения и мучились бы за то, что сделали здесь. Но Господь покрывает нас, подобно Божией Матери, которая покрывала когда-то Константинополь своим омофором. Господь проявляет любовь и снисхождение к каждому человеку. Верующему и неверующему, и даже к тем людям, которые Его хулят. Ко всем людям Он проявляет свою любовь. Иногда мы слышим такие истории, что какой-то атеист пришел в храм и начал молится, стал верующим, или какой-то еретик изменил свое мнение по отношению к храму и к Богу, обратился, покаялся, стал истинно верующим и православным, мы должны задаться вопрос: «А что же было до того, как он покаялся?» Ведь он грешил, он хулил Бога, не знаю, что он делал. Может быть, он поносил верующих, а может быть, даже как во времена первых веков христианства сам был гонителем подобно тому, как был гонителем Апостол Павел. Но Господь все это время терпел, проявлял милосердие и великодушие и, конечно же, любовь. Не было там никакой справедливости, которую мы считаем высшим проявлением в человеческом сообществе, в социуме. Справедливость Божия - это любовь. Которая снисходит к нашим немощам. Которая дает нам второй, третий, седьмой, сорок девятый шанс. Господня любовь проявляется в каждой дождинке, Господня любовь покрывает нас всех с ног и до головы. И нет ни одного шага, которого бы мы не сделали без этого проявления Божьей милости на нас - Божьей любви.
Я вас всех, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним днем, желаю чтобы эта любовь, которая пронизывает все естество созданного им творения, пребывала в наших сердцах так, чтоб мы снисходили к немощам других, чтобы мы проявляли свое отношение к другим, не исходя из ложных принципов справедливости, а исходя из великого чувства любви.

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free