Новомученики и Исповедники Российские XX века

Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления(Евр. 11, 35 - 37).

10 февраля в храмах Русской Православной Церкви совершалась служба Новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Празднование установлено совершать 25 января (по старому стилю) в 1992 году определением Архиерейского Собора. Новомученики и исповедники Церкви Русской — это российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

Кем являются эти новомученики и исповедники? Это те, благодаря которым, мы можем сейчас ходить в храмы, наслаждаться благолепием соборов. Это те, благодаря стойкости которых, многие и многие не отвернулись от веры, не отошли от Господа.

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога», - писал в камере смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. О какой возможности писал митрополит? Русская Церковь, не переставая печься о своих чадах, напоминает нам о тех, кто пострадал за веру Христову. Это был холокост направленный против верующих. К началу Великой Отечественной войны из 60000 храмов на территории СССР, осталось открытыми только 100. На свободе было только 4 архиерея. За один только 1937 год было расстреляно 89600 верующих, в т.ч. священнослужителей.

Священнослужителей убивали с особой озверелой жестокостью. Например, протоиерея Петроградской епархии о. Иоанна Кочурова, за бесстрашную проповедь подвергли избиению, а затем его, полуживого, долго волокли по шпалам, пока он не предал свою душу Богу. Их вешали на Царских вратах, бросали в котлы с кипящей смолой, сажали на колья, распинали, мучили огнем и морозом, топили в отхожих местах и далее, и худшее... Все это звучит как выписки из мартирий древних лет начала христианства, но нет, это все было совсем недавно.

В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 иереев во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым). С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев. В Перми в 1919 г. были обнаружены тела расстрелянных и замученных 42 священнослужителей. В Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев.

Откуда была в народе такая ненависть и злоба к своим же, к близким по земле, по языку, по крови?... Да разве только что была? А сейчас?

В день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, после Божественной Литургии, начиная с 1991 года, положено служить панихиду по всем усопшим и пострадавшим в годину гонений за веру Христову. И вот в 2014 году в этот день, в кафедральный собор Воскресения Христова Южно-Сахалинска, ворвался вооруженный пистолетом мужчина и начал беспорядочную стрельбу, в ходе которой на месте были убиты монахиня и прихожанин, и еще шесть человек госпитализированы с ранениями.

Мы задаемся вопросом «откуда была такая жестокость тогда?», но посмотрите, пример Южно-Сахалинска, еще и еще раз доказывает, что эта злоба не тогда и не сейчас, но на протяжении всего времени существования христиан. На протяжении всего того времени пока существует сила противоборствующая злобе мира. Мы еще можем подобно юноше, из воспоминаний священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, восхищаться героизмом святых, думать, что времена гонений не придется пережить. «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы»(Еф. 5: 15,16).

священник Сергий Сивоплясов

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free