Зачем добру нужны герои?

Действительно, а зачем добру - герои? Ведь добро - это очевидное благо. Это априори хорошо. Оно всегда "в моде", и разве нужно его как-то дополнительно "пиарить"? Каждый человек считает себя добрым, каждый стремится быть хорошим, хотя бы в чужих глазах. Немногие из людей способны, оценив себя, сказать, что они злы. Стремление к добру естественно для человеческой природы. Так нужно ли добро как-то «подбадривать», чтобы оно в человеке рождалось и в нем воспитывалось? Однако... что-то мешает современным людям быть по-настоящему добрыми каждый день своей жизни. Об эстетике добра в современном мире рассуждает настоятель Покровского храма священник Сергий Сивоплясов.

Если продавец на рынке обвешивает покупателей, то разве не оправдывает себя тем, что он это делает, так как «нужно семью кормить», «все так делают», «там всего-ничего обвесила» и т.д. В итоге, человек смиряется со своим грехом, преступлением, как с неким естественным течением жизни, и грешным себя не считает. Каким образом грех в наших умах превращается в норму? Людям свойственно все свои проступки воспринимать как вынужденную меру, которую не стоит оценивать с положительной или отрицательной стороны, а лучше запрятать куда-нибудь подальше в уголок своей памяти. Но беда в том, что грех все равно человека мучает и терзает, душа изнывает от неимоверного давления совести. Сначала это давление подспудное и его можно пригасить: покупками, если человек - шопоголик; выпивкой - если начинающий алкоголик; нервным курением, смотрением бесконечных фильмов и сериалов, доведенным до автоматизма листанием новостной ленты в социальных сетях, компьютерной игрой, а впрочем, - всем, что дает возможность не думать. Но когда человек остается наедине с собой – он изнывает снова. В такие моменты говорят – хоть на стенку лезь. Ну что ж, покаяться никогда не поздно.

Придание добру красивой внешней формы необходимо для человека, как маяк нужен кораблю в лютый шторм. Добро должно быть ориентиром. Но если этот маяк будет стоять, а света от него исходить не будет, то какой в нем толк? Для добра в душе каждого в наше непростое время необходима постоянная подпитка. Эта подпитка – эстетизация, напоминание о его красоте. И когда сложно быть человеку добрым, нужно прививать добро человеку извне. Добро необходимо проповедовать, показывать и хвалить. Есть знаменитое утверждение раннехристианского философа Тертуллиана, что любая душа — по природе христианка. Но как мало проявления христианской сущности души в сегодняшней жизни! Вокруг все твердят лишь о том, как нам трудно жить, как все плохо, кругом убийства, разбой, безденежье, несправедливость. А ведь во все времена бывали трудности. Но оставаться добрым человеком в любых обстоятельствах – это то, к чему мы должны стремиться. Мы изначально знаем правильное решение: милосердие, честность, направленность к добру. Проявить волю или заглушить голос совести – наше ежеминутное испытание каждый день.

Хороший человек – это в широком смысле герой. Герои же сегодня представляются (в частности, с экранов) в наше время отнюдь не добрыми. Злость и месть – это двигатель современного экранного героя. Про книги говорить не приходится, так как они не являются для большинства людей тем источником, из которого черпают информацию и пищу для ума. Человек нуждается в живом примере доброты. Какие же примеры видим мы? Добрых и справедливых, но убийц? Сильных и умных, но мстителей?

Один профессор в педагогическом ВУЗе сказал как-то, что сейчас особым спросом пользуется историческая литература, главным образом потому, что человек жаждет узнать, что те исторические личности, которые ему были известны как высоконравственные идеалы для подражания – не так уж и идеальны. В исторической, современной, в том числе и научной литературе описываются люди (не герои) с их немощами и слабостями. И это удобно современному читателю, так как он может сравнить себя с историческими выдающимися лицами. И оказывается, что он не так уж и плох. И вот уже не надо меняться. Все просто: «Я и такой хорош! Принимайте меня таким, какой я есть». И куда здесь полезешь с «добром», если зло – это та часть человека, которую он не хочет выставлять из себя, как незваного гостя за дверь. Зло вжилось в естество человека, оно и его нутро – одно целое.

У молодежи идеализация еще меньше касается собственного изменения. Тут все упирается носом в экран. Герои – это даже не те развенчанные культы, что в книгах у людей старшего поколения. Перед нами откровенно выдуманные персонажи, которыми можно управлять и изменять вселенную (в рамках игры). Зачем изменять себя молодежи, зачем становится тимуровцами? Нет, все, что нужно - есть в играх и фильмах. В героя можно одеться и приписать себе все то, чем он славен. И опять же, зачем меняться самому? Прокачал героя - и готово. Но нет героев игр, где становление персонажа идет за счет добра. Нет. Персонаж должен убить, украсть, обмануть, отомстить. И главные достоинства участника игры – мощный костюм, мышцы, навыки владения оружием, владение магией, то есть все то, что может насадить «добро» определенной силой, но не примером. А как итог – добро уже и не добро вовсе, а лишь оболочка, под которой прячется откровенное зло. Эстетизация добра необходима для того, чтобы человеку дать правильный ориентир, свет в конце мрачного тоннеля жизненных передряг и компромиссов. Добро должно быть объективным и идеально выверенным примерами тех, кто это добро через себя показывает. Должно быть оправданно примерами людей, которые несут добро.

Под Новый год 25 декабря 2016 года произошла страшная авиакатастрофа, которую тяжело переживала вся страна. Но что может остановить бесконечную человеческую суету? Что могло заставить человека задуматься не о праздничном столе, не об оливье с шампанским, а с грустью поразмышлять о вечности?

Гибель людей в день празднования католического Рождества, в дни православного Рождественского поста, в дни суетной подготовки к Новому году заставила всех замереть в неловком оцепенении. Можно было погрузиться в боль и тоску об ушедших людях вместе с телевидением, можно было бесконечно обвинять всех и вся о несправедливости жизни. Но еще можно было остановиться, вырваться из общего потока слез, негодования, возмущения, и почувствовать в своем сердце нечто иное.

Погибли люди, молодые, талантливые, смелые, признанные ГЕРОИ. Которых сегодня катастрофически не хватает в нынешней жизни. Людям не нужны звезды и кумиры – им нужны примеры святости человеческой жизни, люди хотят видеть человеческий подвиг. Нужен здоровый, устойчивый ориентир, на который можно по-настоящему опереться. Когда жители начинают снимать народное кино, как «28 панфиловцев», чтобы возобновить, осветлить память о подвиге народа, тогда появляются и герои современности. Пример жизни самоотверженных, талантливых людей – это лучшая прививка от социального выгорания. И гибель тех, кто летел в самолете 25 января – это вызов современному человеку. Чтобы каждый в своем сердце нашел место для маленького подвига. Помочь бездомному, нуждающемуся, голодному или больному. Превратить свою жизнь в служение ближнему, ради любви, ради высшего смысла… ради Того, кто дает и питает нашу жизнь. Ради Того, чью память чтим в наших сердцах.

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free